Автор Тема

Сообщений: 1252
Последнее посещение: 
20.04.2024 13:28:56

Пользователь: TURAF

04.05.2011 05:08  |  Цена бюрократии

цитировать

Цена бюрократии
Продукты в России могли бы стоить на 15% дешевле, связь — на 10% дешевле, а недвижимость — на 25-30% дешевле. Виноваты бюрократия и легализованная коррупция, говорят эксперты правительства
Ольга Кувшинова, Александра Крекнина, Бэла Ляув
Ведомости 04.05.2011, 79 (2845)
Эксперты группы по развитию конкуренции, работающие над обновлением стратегии развития России, выяснили, где именно сосредоточены плохие институты, тормозящие бизнес-активность, экономический рост и приводящие к завышению цен на товары и услуги. Наиболее сильно негативное влияние неэффективной и коррупционной бюрократии проявляется там, где предпринимателю приходится иметь дело с недвижимостью — строить офисное здание, магазин, ферму или арендовать площади, говорится в докладе Европейского университета в Санкт-Петербурге (см. врез).
Фундамент инфляции
Авторы проанализировали доступность продовольственных товаров, недвижимости, услуг связи в России и странах Европы и в США на основе покупательной способности зарплат, скорректированной на производительность труда (чем она ниже, тем меньше потребление). Почти во всех странах возможности покупки жилья в 2–5 раз превосходят российские, аренды офисов – в 2–7 раз. Высокие коррупционные издержки, с одной стороны, закладываются в конечную цену, завышая ее, с другой – приводят к снижению предложения, что также сказывается на ценах.

Плохие институты ответственны за 25-30% цены жилья и коммерческой недвижимости (в Москве — до 60%), 15% дополнительной торговой наценки в розничной торговле и 10% — в услугах связи, посчитали эксперты.
В недвижимости сложилась система генерирования ренты вполне легальными способами — через экспертизы, согласования, разрешения, рассказывает соавтор доклада Вадим Волков. Например, при множестве ведомств процветают «карманные», вроде бы частные компании, обладающие неформальной монополией на получение различных документов.
Процедуры согласований приводят к удвоению срока строительства. Взятки для прохождения административных препон составляют 5-15% стоимости проекта, коррупционные платежи за подключение к сетям — еще 7-10%. По расчетам Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ИГМУ ВШЭ), при строительстве многоквартирного жилого дома сумма дополнительных неформальных платежей в среднем в 7 раз выше формальной стоимости разрешений и согласований.
Дискреционные полномочия чиновников столь широки, что в нарушении закона для получения коррупционной ренты они и не нуждаются, говорит Сергей Плаксин из ИГМУ ВШЭ: часто неформальные платежи — инициатива бизнеса, нарушающего правила, но правила таковы, что специально стимулируют нарушения.
«Если контролирующие органы будут полностью следовать закону, ни одно здание никогда не сможет быть введено в эксплуатацию: законы осознанно составляются таким образом, чтобы оставалась коррупционная составляющая», — говорит управляющий партнер Management Development Group (сети «Гастрономчикъ» и «Продэко») Дмитрий Потапенко. Одной рукой зазывают в бизнесмены, а другой прихлопывают, удручен Геннадий Лобанов из «Опоры России».
«Стоимость согласований на различных уровнях власти может составлять от 30 до 60% себестоимости строительства здания в зависимости от региона и сложности объекта», — продолжает Потапенко: согласования могут тянуться годами, как, например, получилось с торговым центром IKEA в Самаре. Шведская розничная сеть начала его строительство в 2006 г. и до сих пор не может получить разрешение на открытие. Вместо запланированных 4 млрд. руб. инвестиций в проект IKEA вынуждена была вложить вдвое больше.
«Валовая прибыль российских ритейлеров — грубо говоря, наценка к закупочной стоимости товара — это до 25% от конечной цены, а чистая прибыль не превышает 3%», — уверяет Потапенко.
Это средние цифры для отрасли, соглашается исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.
«Хотите сети? Пожалуйста. Вот цена. Ты выбираешь среди ограниченного числа компаний, работающих на этом рынке. Хочешь канализацию — только в этом институте тебе согласуют ее», — цитируются в докладе университета слова совладельца сети гипермаркетов.
«Ты не знаешь, сколько тебе будет стоить подключиться к воде, канализации, сколько времени займет согласовать проект, пройти экспертизу. Ты не знаешь, в каком году ты вообще откроешь свою гостиницу», — пожаловался авторам исследования владелец отеля.
Из-за низкой предсказуемости и высоких рисков горизонт бизнес-планирования не превышает пяти лет — стремление предпринимателей быстрее окупить вложения также приводит к завышению цен. Короткие сроки окупаемости увеличивают торговую наценку на 10%, высокие капитальные издержки — еще на 3%, еще столько же — дополнительные операционные издержки из-за плохого регулирования, т. е. около 16 из 25-30% торговой наценки, приводят эксперты Европейского университета расчеты одной сети из 25 гипермаркетов: если бы не плохие институты, наценка могла быть вдвое ниже.
Исследователи ИГМУ сравнили стоимость и время получения сопоставимого объема госуслуг для предприятий автокомпонентов в технопарке «Кип-мастер» в Татарстане, созданном при инициативе нынешнего президента республики Рустама Минниханова, и группы разрозненных предприятий той же специализации в Самаре: стоимость подключения к инфраструктуре в Татарстане оказалась на 30% ниже, а время — в 4,6 раза меньше. Так что власти, если хотят, умеют сделать систему более эффективной, замечает директор Института анал

Сообщений: 1186
Последнее посещение: 
20.04.2024 13:28:56

Пользователь: BASHKOM

06.05.2011 11:39  |  Сговорчивые нефтяники

цитировать

Владимир Путин нашел причину топливного кризиса: «Дело не в дефиците. Дело в сговоре». А Игорь Сечин, возможно, намерен ограничить экспорт нефти
Алиса Фиалко
Ведомости 06.05.2011, 81 (2847)
Вчера вице-премьер Игорь Сечин провел совещание с крупнейшими нефтяниками и отчитался о ситуации с дефицитом топлива на президиуме правительства.
О дефиците на прошлой неделе заявили в 10 регионах. Независимым АЗС пришлось свернуть работу: крупные нефтяные компании резко ограничили оптовые поставки, а на бирже цены сильно выросли, из-за чего и в розницу торговать топливом стало невыгодно. А розничные сети крупных нефтяных компаний не справились со спросом. Средняя стоимость бензина за неделю выросла на 2,8%, дизельного топлива - на 1,5%. Сечин доложил Путину, что ситуация выправилась, сложности есть только в Кемеровской и Томской областях.
Чтобы дефицита не было, Минэнерго должно вести постоянный контроль за выводом нефтеперерабатывающих заводов на ремонт, заявил Сечин. Путин же обвинил нефтяников в сговоре.
Антимонопольная служба начала проверку в двух десятках регионов, а в Алтайском крае «дочки» «Роснефти» и «Газпром нефти» уже заподозрены в картельном сговоре. Это четвертая волна проверок крупнейших нефтяников. После первой они получили по 1-1,5 млрд. руб. штрафов. В конце мая ФАС проведет слушания по третьей волне. Представитель ФАС от комментариев отказался.
У государства есть и дополнительные меры регулирования рынка, пригрозил Сечин, они будут касаться сырья для производства бензина. Что именно он имел в виду, его представитель не сказал.
Скорее всего речь о повышении пошлин, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, это снизит привлекательность экспорта нефти и подвигнет компании к увеличению поставок сырья на российские НПЗ. Увеличить пошлины легко - достаточно постановления правительства.
Но маловероятно, что мера подействует, продолжает Борисов: не факт, что, увеличив загрузку НПЗ, компании станут производить больше бензина, - экспортировать дизтопливо и мазут по-прежнему будет выгодно. Но рост пошлин сократит свободные денежные потоки компаний, а значит, уменьшит их капитальные вложения, что чревато падением добычи, опасается Борисов. Правильный путь - развитие биржевой торговли, заключает он.
Сейчас на бирже торгуют нефтью только восемь компаний, жаловался вчера Сечин, а производителей гораздо больше, из-за этого биржевые цены нерепрезентативны.
«Роснефть» поставляет на биржу более 15%, иногда - более 22%, отчитался представитель компании.
Представители «Лукойла» , «Газпром нефти», «Башнефти», «Татнефти», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаза» на запросы «Ведомостей» не ответили.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/259806/sgovorchivye_neftyaniki

Сообщений: 1186
Последнее посещение: 
20.04.2024 13:28:56

Пользователь: BASHKOM

11.05.2011 15:41  |  Глобалист: Бензин пахнет монополией

цитировать

Глобалист: Бензин пахнет монополией
Владимир Милов
11.05.2011, 83 (2849)
Большинство наблюдателей как-то чересчур легко купилось на мейнстрим-версию бензинового кризиса. Дескать, Путин приказал ценам на бензин «стоп», продавать его стало невыгодно и бензин кончился. Все как в учебнике.
Удобное объяснение для нефтяных компаний и приятное для либеральных экономистов, но есть много вопросов. Вопрос первый связан с тем, что никакого административного регулирования цен на бензин не существует. Да, в начале февраля на нефтяные компании прикрикнул Путин, поручив что-то там ФАС. Ну и что? Таких окриков со стороны власти в недавней истории было множество — что по бензину, что по продовольствию, никогда это никого не останавливало. Да и инструментов прямого контроля цен у властей нет — они даже с ростом регулируемых тарифов на услуги ЖКХ не могут справиться, а тут речь идет о многих тысячах бензоколонок и сотнях трейдерских компаний. Конечно, можно рассказать сказку про злую и страшную ФАС, но у нефтяников в последние годы накопился отличный опыт противодействия претензиям антимонопольщиков — не надо преувеличивать.
Да и цены-то в феврале — апреле так или иначе все равно росли. Ну да, не так быстро, как мировые цены на нефть. А почему они должны непременно синхронно двигаться? Когда зимой 2008-2009 гг. цены на бензин в США упали на 53% к августовскому пику, снизившись до 13-15 руб. за литр 95-го в пересчете по курсу того времени, наши цены что-то не очень падали, так и не опустившись ниже 20 руб.
Отсюда вопрос второй. Цены на бензин в России в целом находятся на уровне, сопоставимом с Европой и США. Грубо говоря, где-то в районе $1 за литр 95-го (midgrade) бензина (в Европе $2, но только за счет особо высоких розничных налогов, которые в сумме превышают $1/л). В Европе и США бензинового дефицита нет. У нас — возник. В чем же дело?
Конечно, какой-то вклад внесли и повышение акцизов, и пугалки властей о «недопустимости повышения цен». Но при общей достаточности цен сами по себе эти факторы к таким катастрофическим последствиям, как исчезновение бензина, приводить не должны.
Проблема в структуре нашего нефтепродуктового рынка. Где в звене добычи, переработки и оптовой торговли доминируют 5-6 крупных игроков, которые творят что хотят, в розничном звене — региональные трейдеры-олигополисты, которые творят что хотят на своей «последней миле», а власти препятствуют развитию конкуренции на всех уровнях — появлению независимых нефтедобывающих компаний, независимых НПЗ (помните, как Медведев обвинял владельцев мини-НПЗ в финансировании терроризма?), выделению независимым игрокам площадок под АЗС.
Поэтому, когда все эти монополисты разных уровней устраивают между собой ценовые войны, возникает дефицит. Который можно легко списать на «путинский окрик» и рост мировых цен — обыватели и либеральные экономисты проглотят. Но жизнь сложнее устроена.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/259927/benzin_pahnet_monopoliej

Сообщений: 1252
Последнее посещение: 
20.04.2024 13:28:56

Пользователь: TURAF

14.05.2011 00:42  |  Возвращение на рынок топлива стандарта Евро-2 может поднять цену Аи-95 до 40 рублей

цитировать

Возвращение на рынок топлива стандарта Евро-2 может поднять цену Аи-95 до 40 рублей
13 мая 2011, 11:22 tv100.ru

Возвращение на рынок топлива стандарта Евро-2, обещанное Минэнерго, может, по предварительным оценкам экспертов, поднять стоимость литра 95-го до 40 рублей. Кроме того, отличить на АЗС один класс от другого будет затруднительно, и, скорее всего, автовладельцам придется требовать сертификаты при каждой заправке.
Тем не менее, отказаться от Евро-2 Россия пока действительно не готова, говорят аналитики. И дело не в дефиците топлива, а в том, что новые технологии производства бензина вводятся в полном отрыве от сельского хозяйства.
Василий Смерчук, руководитель Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта:
«На топливах Евро 2 работает в основном сельское хозяйство. Было бы далеко не умным, например, на устаревшем ГАЗ 52 или на Белоруссии применять топливо Евро-4, Евро-5. С точки зрения экономики крестьянину это абсолютно не выгодно. Требование, что вот эта устаревшая техника, а ее очень много, должна перейти с 76 на 95 бензин, с точки зрения экономики, мягко говоря, не оправдано. Оно больше вреда принесет, чем пользы».
Напоминаем, по словам Минэнерго, снятие запрета на «Евро-2» потребуется лишь для прохождения пика потребления высокооктановых бензинов, который приходится на август–сентябрь.

Сообщений: 1252
Последнее посещение: 
20.04.2024 13:28:56

Пользователь: TURAF

25.05.2011 23:13  |  Пошлины не помогли

цитировать

Бензин в России продолжает дорожать: за прошлую неделю цены на АЗС прибавили 1,1%. Эксперты ждут роста еще на 1-2%
Алиса Фиалко
Ведомости 24.05.2011, 92 (285Cool
Спорный акциз
Помощник президента Аркадий Дворкович не поддерживает предложения ФАС по снижению акцизов на бензин, в случае если цена на нефть будет превышать $90 за баррель. ФАС предложила такую меру для стабилизации российских цен на бензин. Логичнее корректировать формулу НДПИ, сказал Дворкович.

На прошлой неделе бензин всех видов на российских заправках подорожал на 1,1%, следует из данных ИАЦ «Кортес». Средняя цена литра Аи-80 к концу недели составила 23,1 руб., Аи-92 — 24,8 руб., Аи-95 — 26,6 руб. Темпы роста обогнали предыдущую неделю. Тогда народный Аи-92 подорожал на 0,99%, Аи-95 — на 0,77%, Аи-80 — на 0,88%.
Цены росли не только в рознице: на мелкооптовом рынке стоимость тонны Аи-92 увеличилась на 1,4% до 29 854 руб., Аи-95 — на 1,5% до 31 161 руб. А вот оптовые цены на Аи-92 снизились: на спотовом рынке за неделю он подешевел на 1,7% (Аи-80 прибавил 0,1%, Аи-95 — 0,9%).
Мировые цены на нефтепродукты падают следом за ценой нефти (баррель Brent за прошлую неделю потерял 1,6%), констатирует аналитик Банка Москвы Денис Борисов, но на российский рынок это пока не влияет: здесь цены долгое время были заморожены и теперь всего лишь догоняют мировые. В феврале премьер Владимир Путин посоветовал нефтяникам снизить цены в рознице, и крупные компании тут же выполнили поручение: на их АЗС бензин подешевел на 1-2 руб. Расти цены стали лишь в апреле, когда около 10 регионов столкнулись с проблемой дефицита топлива. С того момента, по данным «Кортеса», литр Аи-92 в среднем подорожал на 5,4%. В дальнейшем цены могут вырасти еще на 1-2%, после чего рост прекратится, прогнозирует Борисов: продавать нефтепродукты в России теперь выгоднее, чем экспортировать, — помогло введение заградительных пошлин на бензин (с июня их собираются ввести на нафту и вакуумный газойль).
Представитель ФАС рост цен на АЗС комментировать не стал. Его коллега из Минэнерго не считает ситуацию критичной: «Рост цен на АЗС замедлился, дорожать бензин продолжает в основном у независимых игроков».
В Туве, где неделю назад цена литра Аи-92 достигала 50 руб., цены стабилизировались, сообщает «РИА Новости»: сейчас его стоимость там 26-32 руб. При остром дефиците бензина, который возник в Туве в первой половине мая, правительству республики удалось обеспечить жизнедеятельность региона, сообщило правительство Тувы.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/260763/podozritelnyj_sluchaj

Сообщений: 1252
Последнее посещение: 
20.04.2024 13:28:56

Пользователь: TURAF

02.08.2011 23:34  |  Резерв нефтепродуктов будет храниться на газовых электростанциях

цитировать

Резерв нефтепродуктов будет храниться на газовых электростанциях
"Коммерсантъ-Online", 28.07.2011 // 16:22
Минэнерго предложило еще один вариант решения поставленной премьером задачи создания государственного интервенционного фонда нефтепродуктов. Глава Минэнерго Сергей Шматко заявил о возможности хранения нефтепродуктов в резервных емкостях электростанций, перешедших с мазута на газ. Несмотря на то что рамочные договоры о поставках нефтепродуктов между «Роснефтегазом» и большинством нефтяных компаний уже подписаны, вопросы о месте хранения и его оплате по-прежнему находятся в стадии обсуждения.
Минэнерго внесло в правительство проект постановления о создании резервного фонда нефтепродуктов. Об этом заявил в четверг глава Минэнерго Сергей Шматко. Одновременно министерство прорабатывает возможности его реализации: «Роснефтегаз» уже подписал рамочные соглашения с нефтяными компаниями о поставках нефтепродуктов, однако по-прежнему нерешенным остается вопрос о месте и условиях хранения зарезервированных нефтепродуктов. По словам господина Шматко, Минэнерго изучает возможность хранения приобретенного в госрезерв дизтоплива на мощностях электростанций, переведенных с мазута на газ. По оценке Минэнерго, на объектах электроэнергетики можно разместить 2–3 млн. тонн нефтепродуктов.
Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ
Поручение проработать вопрос о создании резервного фонда нефтепродуктов в начале июля дал премьер Владимир Путин на совещании с нефтяниками в Киришах. Создание резервного фонда планировалось как одна из антикризисных мер — предполагалось, что резервный фонд будет осуществлять товарные интервенции в случае угрозы дефицита и роста цен. В ходе совещания обсуждалась схема, в соответствии с которой оператором фонда станет госкомпания «Роснефтегаз» (основной акционер «Роснефти»), а закупленное ею по рыночным ценам у компаний топливо будет храниться в резервуарном парке Росрезерва и в трубе «Транснефтепродукта». Идея создания интервенционного фонда нефти и нефтепродуктов на базе Росрезерва предлагалась вице-премьером Игорем Сечиным еще в 2009 году. В 2011 году, как и три года назад, самым слабым местом предлагаемой схемы стал Росрезерв — правительству так и не удалось заставить его предоставить свой резервуарный парк. Вскоре после совещания с премьером Минэнерго разослало нефтяным компаниям указание сформировать неснижаемый антикризисный резерв нефтепродуктов на собственной резервуарной базе. Частные компании отказались это делать, так как, во-первых, не имели резервуарной базы, а во-вторых, в письме Минэнерго не было ни слова о компенсации затрат на хранение и изъятие из оборота указанного объема нефтепродуктов. Государственные компания не могли ответить отказом основному акционеру, но вступили в переписку, требуя прояснить эти вопросы.
Белый дом наполнит «Роснефтегаз» дешевым бензином
Эксперты опасаются, что интервенции на рынке нефтепродуктов могут обойтись для бюджета не дешевле, чем создание фонда для госинтервенций на рынке зерна...

На сегодняшний день договоры о поставках нефтепродуктов в резервный фонд или о резервировании топлива подписаны «Роснефтегазом» с «Роснефтью» (см. “Ъ” от 25 июля), ЛУКОЙЛом, «Газпром нефтью», «Зарубежнефтью» и «Сургутнефтегазом». Продолжаются переговоры о заключении договоров с группой «Альянс», «Башнефтью» и «ТНК-ВР Менеджментом». Содержание договоров не раскрывается, однако источники, близкие к «Роснефтегазу», признают, что соглашения носят рамочный характер, а все вопросы, связанные с хранением нефтепродуктов и его оплатой, еще требуют обсуждения. Как заявили “Ъ” в некоторых компаниях, вопрос о направлении приобретаемых «Роснефтегазом» нефтепродуктов на склады Росрезерва при этом не обсуждается. В Минэнерго также не видят альтернатив использованию старых резервуаров электростанций. «Это надо проанализировать, но уже сейчас можно сказать, что это лучше, чем строить новые объекты, подводить новую инфраструктуру и т. д.»,— отметил министр. Впрочем, по мнению некоторых участников рынка, после проведения такого анализа Минэнерго может изменить точку зрения и признать строительство нового резервуарного парка более рентабельным, нежели использование для хранения дизтоплива старых мазутных резервуаров электростанций. Особенно если на газ они перешли не один год назад.
Александр Гудков
http://www.kommersant.ru/doc/1687015

Опции просмотра

Показывать за последний     сортировать Показать