Автор Тема

Сообщений: 1252
Последнее посещение: 
28.03.2024 16:19:32

Пользователь: TURAF

08.02.2014 19:03  |  "Решить проблему дорогого бензина можно"

цитировать

7 февраля 2014, 14:04 Коммерсант
95-й бензин по итогам года подорожает на 10%. Об этом заявил журналистам президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. По его мнению, цены растут из-за высоких налогов. Эксперты считают, что стоимость топлива искусственно повышают монополисты. Подробности — у корреспондента "Коммерсантъ FM" Владимира Расулова.
Бензин в России с каждым годом дорожает из-за того, что государство не регулирует ценовую политику, заявил Геннадий Шмаль. Президент Союза нефтегазопромышленников России считает это одной из главных причин роста цен на отечественное топливо. Но далеко не единственной. По его словам, до 60% цены сейчас составляют налоги и акцизы. Господин Шмаль отметил, что в России слишком высокий налог на добычу полезных ископаемых — около $140 за тонну нефти. Также в стране ежегодно растут акцизы. В 2014-м за тонну бензина IV класса нефтяники отдадут 9,9 тыс. руб. А в 2015-м еще больше — 10,8 тыс. руб. Территориальный фактор тоже толкает цены вперед. По словам Геннадия Шмаля, половина заводов расположена на Волге, поэтому приходится недешево перевозить бензин в другие регионы. При этом не очень высок и уровень отечественной нефтепереработки, заявил Геннадий Шмаль.
"Сегодня глубина переработки у нас 72%, в США вообще 97-98%, в Европе — 85-87%. Из одной тонны нефти мы получаем 140 л бензина, американцы — 420, ровно в три раза больше", — пояснил Шмаль.
Геннадий Шмаль отметил, что в будущем году нефтеперерабатывающие заводы должны будут, в основном, производить высококачественный бензин класса "Евро-4" и "Евро-5". Стоимость топлива напрямую зависит от мировых цен на нефть. Если они повышаются, дорожает и литр российского бензина.
Однако эксперты подчеркивают: даже если мировой нефтяной рынок спокоен, нефтяники в России все равно повышают стоимость. Таким образом они получают доходы, которые теряются от экспорта нефти. Подобная ситуация связана с тем, что на отечественном рынке практически нет конкуренции, считает независимый аналитик Анна Анненкова.
"Вся эта логика работает исключительно только на монополизированных рынках. Если бы у нас в стране был нормальный рынок нефтепродуктов, у нас бы такое, конечно, не прошло. У нас по регионам, в основном, везде,монополии, нефтяники диктуют свои цены, а ФАС при этом молчит", — отметила Анненкова.
Тем не менее, решить проблему дорогого бензина можно, считает Геннадий Шмаль. По его мнению, в России нужно создать социальные заправки, а также ввести талоны на топливо. Бензин по этим талонам может выйти на 30% дешевле, чем на обычных АЗС.
По данным журнала для инвесторов "Биржевой лидер", в прошлом году самый дешевый 95-й бензин был в Туркменистане. Один литр там стоил около 2 руб. Самым дорогим топливо оказалось в Норвегии. В этой стране за него отдавали более 78 руб.



Сообщений: 1252
Последнее посещение: 
28.03.2024 16:19:32

Пользователь: TURAF

11.02.2014 22:40  |  Ценообразование на энергопродукты

цитировать

11 февраля 2014, 15:11 Аи92
Об авторе:
Руслан Мустакимович Шафиев – доктор экономических наук, профессор, советник государственной службы РФ.
В России сложилась удивительно парадоксальная ситуация, когда отрасли топливно-энергетического комплекса, с одной стороны, выступают в качестве основного кредитора всех основных отраслей экономики, а с другой – сами вынуждены подавлять другие отрасли высокими ценами на энергоресурсы из-за существующей налоговой системы. В условиях, когда в структуре цены на газ налоги составляют свыше 60%, а на нефть – от 45 до 75%, взвинчиваются цены на энергоносители.
Так, с учетом того, что основная доля электроэнергии и тепла производится в России на станциях, работающих на твердом топливе, то около 50% себестоимости этих видов энергии приходится на уголь, а в себестоимости черной металлургии доля угля составляет 35%. Поэтому повышение цен на уголь вызывает моментальный рост цен на продукцию всех других отраслей народного хозяйства и последующей цепочки конечного потребления.
И сама угольная промышленность потребляет много электроэнергии и металла. Таким образом, повышение цен на уголь развивает инфляционную спираль и возвращается в угольную промышленность повышением издержек производства по всем статьям расходов.
Кроме налоговой составляющей, цены в топливно-энергетическом комплексе складываются в том числе с учетом и других факторов. Это и издержки, и баланс спроса и предложения, и меры государства по регулированию деятельности энергетических компаний, и цены мирового рынка, и инвестиционная политика и др.
За последние десятилетия так называемых рыночных отношений круг регулируемых государством цен снижается и увеличивается роль свободных цен. Цены во все большей степени формируются в результате конкуренции как между отдельными энергоносителями, так и между отдельными топливодобывающими и энергопроизводящими предприятиями.
В настоящее время цены на топливо не являются действительно рыночными. Они во многом отражают интересы и инфляционные ожидания производителей и практически безразличны к динамике спроса. Текущие оптовые цены производителей энергетических ресурсов характеризуются непрерывным ростом. Но данная динамика не свидетельствует о нормализации уровней и соотношений цен как внутри страны, так и в сравнении с ценами мирового рынка. Напротив, образовался устойчивый диспаритет цен как между отдельными видами энергии, так и между ними и большинством товаров и услуг.
Например, в США предприятия электроэнергетики должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на их снижение.
В Великобритании основной формой контроля над деятельностью этих отраслей является регулирование тарифов.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой существовали и существуют естественные монополии в тех отраслях, где государство видит свой приоритет. Это относится и к топливно-энергетическому комплексу, которому свойствен встроенный элемент монополизации, определяемый природными и технологическими факторами.
Монополия, естественно, обеспечивает производителю условия для злоупотреблений своим положением путем повышения издержек, цен, снижения качества и т.д. Однако это пресекается, и довольно успешно, с помощью механизма государственного регулирования.
К современным тенденциям формирования промышленной политики развитых стран следует отнести рост капиталовложений в различные отрасли добывающей промышленности, что вызвано необходимостью решения проблемы снабжения национальной экономики минеральным сырьем и топливно-энергетическими ресурсами.
В развитии рынков минерального сырья и топлива отражаются циклические и структурные изменения, происходящие в экономике развитых стран, а также политика этих государств, направленная на устойчивое обеспечение потребностей их промышленности в основных видах сырья и материалов. В этих условиях важным фактором формирования конъюнктуры данных рынков является ограниченность текущего спроса.
К этому следует добавить успешные работы по изысканию технологий, в результате применения которых происходит перестройка балансов в потребляемых сырьевых и энергетических ресурсах, снижается удельный расход сырья и энергии на единицу выпускаемой продукции либо на единицу полезной работы оборудования.
Скачками развивается процесс «облагораживания» сырья, то есть в поставках на внешние рынки увеличивается доля материалов с более высокой степенью обработки. Это позволяет увеличить инвалютные поступления за счет повышения удельных цен, сокращения транспортных расходов.
Эта тенденция сопровождается в развитых странах активным внедрением энергосберегающих технологий, что ведет к снижению цены на сырьевые товары. Это в совокупности с повышением цен на промышленную продукцию приводит к усилению экономической зависимости стран, в основном экспортеров сырья.
В России же монопольно владеющий газотранспортной системой страны РАО «Газпром» (95% добычи и 99% транспортировки естественного газа, добываемого в стране) перенес основную часть налогов и прибыли на транспортную составляющую от цены приобретения газа. При этом цена транспортировки газа для российских покупателей установлена единая по всей транспортной сети независимо от маршрута доставки. Естественно, что при таком способе назначения цены потребители переплачивают за транспорт при близком расположении и недоплачивают при дальнем, превышающем среднее рас
Страницы: «123

Опции просмотра

Показывать за последний     сортировать Показать