Тема: Розничные цены на топливо
Автор Тема

Сообщений: 1186
Последнее посещение: 
03.05.2024 10:36:14

Пользователь: BASHKOM

14.05.2011 15:03  |  На рынке сохраняется дефицит топлива: рост розничных цен оказался ниже ожидаемог

цитировать

На рынке сохраняется дефицит топлива: рост розничных цен оказался ниже ожидаемого
13 мая 2011, 11:31 Коммерсант
Несмотря на принятые правительством меры — повышение экспортной пошлины на бензины, на рынке сохраняется дефицит топлива. Рост розничных цен оказался ниже ожидаемого и не смог сбалансировать спрос и предложение. Как это парадоксально ни звучит, с начала мая 2011 года биржевые цены на бензин в России выше цен в рознице — у аналитиков нет единого мнения по поводу того, кто готов покупать на бирже оптом топливо дороже, чем оно стоит в розницу на бензоколонке.
Вчера Росстат опубликовал средние потребительские цены на бензин, зафиксированные 3 мая. Вопреки ожиданиям кризис не заставил крупные нефтяные компании, а следом за ними и независимые АЗС игнорировать рекомендованный правительством уровень цен. С докризисного 25 апреля по 3 мая рост розничных цен на бензин А-80 составил всего 2,43%, на бензин А-92 — 2,97%, на А-95 — 2,66%. При этом рост оптовых цен с 22 апреля по 6 мая, по данным ИАЦ "Кортес", составил около 6%, а биржевые цены за тот же период выросли почти на 10%. В результате биржевые цены опередили розничные: если средняя цена 1 л А-92 на бензоколонках составляет 24,3 руб., то на бирже за него готовы платить более 25 руб. При этом оптовые цены НПЗ составляют около 21 руб. за 1 л — уровень, позволяющий рознице иметь приемлемую рентабельность.
Напомним, что дефицит топлива был вызван февральской "рекомендацией" премьера Владимира Путина снизить розничные цены на топливо, что сделало экспорт бензина более выгодным, чем продажи на внутреннем рынке. Вторым фактором стало ужесточение экологических требований — переход на топливо "Евро-3" и запрет "Евро-2". Из-за неготовности ряда компаний к переходу на "Евро-3" решения правительства вызвали в первом квартале рост экспорта бензинов на 50%.
Кроме того, "рекомендация" нефтяным компаниям продавать не менее 15% нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) нарушила сложившуюся логистику компаний и привела к снижению поставок в регионы, традиционно контролируемые крупными компаниями. Ответной мерой правительства стало повышение с 1 мая экспортной пошлины на бензины до 90% от пошлины на нефть, что вновь сделало поставки на внутренний рынок более рентабельными, чем экспорт. Однако правительство не отменило запрет на "Евро-2", полагая, что производимого топлива "Евро-3" сегодня вполне достаточно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

Эксперты сошлись в том, что рост биржевых цен в первую очередь обусловлен дефицитом бензина на внутреннем рынке: за минувшую неделю предложение нефтепродуктов на СПбМТСБ составило 303 тыс. тонн, а спрос — 2113 тыс. тонн. При этом аналитики предложили разные объяснения как причин дефицита, так и того, что биржевые цены вторую неделю существенно превышают не только спотовые цены НПЗ, но и розничные цены АЗС. "Розничные цены всегда гораздо менее волатильны, чем спотовые, которые привязаны к net back,— пояснил директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков, призвав осторожнее относиться к жалобам независимых АЗС,— когда оптовые цены растут, они жалуются, но когда цены падают, они молчат". По его словам, волатильность спотовых цен приводит к существенным колебаниям рентабельности сбытовых сетей, вплоть до работы себе в убыток, однако в среднем по итогам года их рентабельность держится на постоянном уровне. При этом, по словам господина Строкова, принятые правительством меры достаточно эффективны, так как без увеличения экспортной пошлины на бензины рост цен мог бы оказаться еще более существенным.
Как пояснила заместитель глава компании-брокера "Автоцентр ГАЗ-Тула" Жанна Тужилова, соблюдая требование правительства продавать на бирже 15% нефтепродуктов, крупные компании начали продавать на бирже нефтепродукты своим сбытовым подразделениям. Однако, когда появились первые признаки реального дефицита и роста цен, компании отказались от этой практики. Сегодня компании продают нефтепродукты своим "сбытам" по оптовым ценам, которые существенно ниже биржевых, а всех остальных посылают на биржу. "Есть несколько категорий потребителей, которые готовы покупать бензин на бирже даже по таким ценам. Это независимые трейдеры и заправщики, которые вынуждены работать в убыток и конкурировать с крупными компаниями, чтобы не потерять последних клиентов, а также крупные предприятия, которые не могут остановить свою деятельность. Напрямую в ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании") они ничего купить не могут. Им говорят: идите на биржу",— пояснила госпожа Тужилова.
Источники, близкие к СПбМТСБ, сообщили, что покупателями крупных партий бензина на бирже по высоким ценам были и крупные нефтяные компании, столкнувшиеся с проблемой нехватки бензина "Евро-3" для своих сбытовых сетей. Вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша подтвердил, что значительной частью покупателей на бирже являются независимые АЗС, которые вынуждены или поднимать розничные цены выше цен ВИНК, зафиксированных правительством, или терять рынок. "Административное вмешательство уже сегодня поставило вопрос о выживании независимых АЗС как таковых",— заявил господин Аркуша.
На условиях анонимности эксперты высказали и ряд других вероятных причин продолжающегося дефицита бензина. В первую очередь, по их словам, дефицит объясняется тем, что компании постарались максимизировать экспорт бензина в первом квартале. Ряд нефтяных компаний не прекратили экспорт и в мае — в ответ на повыше
Просмотреть профиль

Сообщений: 1
Последнее посещение: 
03.05.2024 10:36:14

Пользователь: Viktor

19.05.2011 09:02  |  Розничные цены на топливо

цитировать

Отслеживаю цены на АЗС №8 Торфяная дорога,10 (Питер), цена АИ-92 с 10.05 по 19.05 поднялась на 1,20. Пиар Путина похоже закончился

Сообщений: 1252
Последнее посещение: 
03.05.2024 10:36:14

Пользователь: TURAF

19.05.2011 21:41  |  (без темы)

цитировать

Данный сайт позволяет совместными усилиями отражать правдивую информацию о текущих ценах на АЗС !!!
Просмотреть профиль

Сообщений: 2
Последнее посещение: 
03.05.2024 10:36:14

Пользователь: Nikolai

25.05.2011 17:42  |  (без темы)

цитировать

Аналитика высоких цен на бензин в России. Реальность или миф?http://www.benzindex.ru/analytics/744933/

Сообщений: 1252
Последнее посещение: 
03.05.2024 10:36:14

Пользователь: TURAF

25.05.2011 23:12  |  В Чите приостановился рост цен на бензин

цитировать

25 мая 2011, 12:00
Рост цен на автомобильное топливо в Чите ко вторнику после 1,5 недели постепенного подорожания всех видов топлива приостановился – почти все АЗС в краевом центре в течение нескольких дней не повышают цены.
Резкий рост цен на автомобильное топливо в Забайкальском крае начался в начале минувшей недели из-за прекращения регулярных поставок автомобильного топлива. По данным Росстата, в Чите на минувшей неделе наблюдался наиболее существенный в российских регионах рост цен на топливо – на 5,5%; в том числе бензин АИ-95 подорожал на 7,7%. Правительство края договорилось с основным поставщиком бензина – «Роснефтью», о поставках бензина с НПЗ Комсомольска-на-Амуре (обычно регион получает топливо с НПЗ Ангарска, Ачинска и Омска).
Цена за литр наиболее популярной марки топлива – Аи-92, во вторник на разных АЗС колеблется в пределах 27-33 рублей. Литр Аи-95 стоит 28,5-35 рублей, Аи-98 – 29,1-34 рубля, Аи-80 – 24,5-29 рублей. Дизельное топливо стоит от 26,8 до 29 рублей.
Самые низкие цены на топливо сохраняет единственная в Чите АЗС «Роснефти». Километровой очереди, которая была здесь всю прошлую неделю, уже нет. В очереди во вторник вечером насчитывалось около 20 автомобилей.
Самые высокие цены наблюдаются на АЗС мелких сетей.
На АЗС крупнейшей в крае сети АЗС – ОАО «Нефтемаркет», во вторник Аи-92 стоит 31,2 рубля, Аи-95 – 31,9 рубля, Аи-98 – 32,3 рубля, Аи-80 – 28,5 рубля, дизтопливо – 28,4 рубля. Эти цены остаются неизменными с воскресенья.
Очередей и ограничений по объему отпускаемого топлива нет нигде. На ряде АЗС отсутствуют некоторые виды бензина, несколько АЗС закрыты, пишет РИА Новости.
До середины мая в Забайкальском крае не было ни дефицита горюче-смазочных материалов, ни существенного роста цен. Власти региона объясняли это существенными запасами топлива, которые нефтесбытовые компании вынуждены формировать в условиях отдаленности от НПЗ.
http://www.oilexp.ru/regions/potrebleniya/v-chite-priostanovilsya-rost-cen-na-benzin/61541/

Сообщений: 1252
Последнее посещение: 
03.05.2024 10:36:14

Пользователь: TURAF

27.05.2011 18:31  |  Сушите баки. Бензина не осталось

цитировать

26.05.2011 17:51 / Комментарии (206)
Бензиновый кризис, оставивший некоторые бензоколонки Петербурга без топлива, пришел в Выборг. Как сообщили «Фонтанке» читатели, в четверг 95-й бензин закончился на заправках крупнейшего городского продавца ЗАО «ВТК». На АЗС других операторов выстроились очереди.
Существование проблем с 95-м бензином на заправках ЗАО «ВТК» нам подтвердили в офисе оператора. «Фонтанке» в компании пообещали, что к 30-му мая топливо появится на всех АЗС сети. А пока предложили клиентам временно перейти на 92-й. По данным читателей, в Выборге 95-й бензин нельзя найти также на заправках «Несте», «Шелл» и других операторов. autokadabra.ru
Продавцы не отрицают, что настроение у них весьма тревожное. Источники в топливных компаниях сообщили, что имеют запас различных видов бензина на несколько дней. Но они опасаются, что если ситуация не изменится в лучшую сторону, их резервы будут быстро исчерпаны.
Возобновлять ресурсы без потерь для бизнеса сейчас, похоже, могут только операторы АЗС, имеющие так называемые прямые контракты с производителями бензина. Те же, кто вынужден покупать топливо на оптовом рынке, временно прекратили заключать сделки. Как уже сообщала «Фонтанка», это перестало быть выгодно, так как вертикально интегрированные компании подняли там цены до предела (95-й стал стоить порядка 30 тысяч рублей за тонну). А на своих АЗС нефтяные гиганты продолжили, вопреки рыночным законам, торговать по старым ценам. В итоге розничные операторы оказались в невыгодном положении: им придется либо поднимать цены для клиентов, либо прекращать закупку топлива. На данный момент ясно, что избран второй вариант действий.
В начале недели эта ситуация уже начала проявлять себя на заправках Петербурга. Первыми без 95-го бензина остались некоторые АЗС «Шелл» и «Несте» на юге и севере города. Некоторые операторы стали заправлять только клиентов, имеющих топливные карты.
Обеспокоенность проблемой, вышедшей на региональный уровень, как сообщала «Фонтанка», на прошлой неделе выразил глава Нефтяного клуба Олег Ашихмин. Он направил жалобу в петербургское отделение антимонопольной службы. В письме представитель топливного сообщества отметил, что крупные компании «Газпром нефть», «Роснефть» и «Киришиавтосервис» держат цены на своих АЗС на уровне ниже оптовых.
«Сложившаяся ситуация приводит к нерыночному перераспределению объемов реализации продукции в пользу крупных компаний», - отмечает Ашихмин. Антимонопольщики с ним абсолютно согласны. «Невозможно отрицать эту проблему», - заявил «Фонтанке» глава петербургского УФАС Олег Коломийченко и отметил, что передал жалобу Ашихмина прямиком в федеральный аппарат ФАС. Оттуда пока сведений не поступало.
Напомним, с начала года в России прошло уже два крупных региональных бензиновых кризиса. В апреле патовая ситуация с топливом сложилась в Алтайском крае. 95-й бензин из продажи пропал почти полностью, а цена на 92-й поднялась на некоторых АЗС до 27 рублей за литр. На заправках вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) - таких, как «Роснефть» и «Газпром нефть», - топливо имелось в наличии, но объемы отпускаемой продукции были сокращены — до 20 литров на один автомобиль. В итоге на заправках скопились огромные очереди. Кризис закончился только после вмешательства федеральных властей, приказавших нефтяным гигантам «открыть доступ» к бензину, но по сути ситуация на рынке не изменилась.
И это доказал второй бензиновый кризис — уже в республике Тува. В мае там тоже вдруг закончился бензин в свободной продаже. Запасы АЗС распродавали по 30-33 рубля за литр. Подобная проблема также затронула Приморский край. О том, что ситуация повторится в Петербурге, игроки топливного рынка говорили еще в конце апреля - начале мая.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»
За время, пока готовился материал, от читателей "Фонтанки" пришли сообщения о том, что проблемы с бензином испытывает и Новгород.
http://www.fontanka.ru/2011/05/26/123/

Сообщений: 1186
Последнее посещение: 
03.05.2024 10:36:14

Пользователь: BASHKOM

30.05.2011 22:44  |  Бензин за неделю подорожал в 68 регионах РФ

цитировать

Бензин за неделю подорожал в 68 регионах РФ
27.05.2011 16:57. НиК.
Потребительские цены на автомобильный бензин в РФ за неделю, которая завершилась 22 мая, выросли в 68 центрах субъектов РФ, лидирует по росту цен по-прежнему Чита, где отмечено подорожание бензина на 6,6%, сообщает в пятницу Росстат.
Так, в Чите стоимость бензина марок А-76 (АИ-80) и АИ-92 (АИ -93) повысилась на 6,8% и 7,0% соответственно.
В целом потребительские цены на бензин в России за неделю выросли на 0,7%, на дизельное топливо - также на 0,7%.
Многие регионы РФ в последние недели столкнулись с "бензиновой проблемой": где-то заметно выросли цены, где-то возник дефицит топлива, сопровождающийся ажиотажным спросом. Правительство РФ на этом фоне решило с 1 мая повысить экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось, - до 90% от ставки пошлины на нефть, или 408,3 доллара за тонну.
По данным Росстата, средняя цена бензина в России на 23 мая составила 24,99 рубля против 24,82 рубля на 16 мая. При этом средняя стоимость бензина марки А-76 (АИ-80) повысилась до 23,03 рубля с 22,87 рубля за литр, А-92 (АИ-93) - до 25,01 рубля с 24,83 рубля за литр, АИ-95 - до 26,88 рубля с 26,71 рубля за литр. Средняя цена на дизельное топливо возросла до 24,28 рубля с 24,11 рубля.
В 11 центрах субъектов РФ цены на автомобильный бензин остались на уровне предыдущей недели. Удешевление бензина было зафиксировано в Курске - на 2,6%, Горно-Алтайске - на 2,5%, Рязани - на 1,2% и Мурманске - на 0,4%.
В Москве и Санкт-Петербурге бензин в среднем за неделю подорожал, соответственно, на 0,6% и 0,7%.
Производство бензина в РФ выросло по сравнению с предыдущей неделей на 2,6% - до 678 тысяч тонн, выпуск дизельного топлива вырос на 7,1% - до 1,365 миллиона тонн. Об этом сообщает РИА Новости.
http://www.oilcapital.ru/news/2011/05/271657_168140.shtml

Сообщений: 1186
Последнее посещение: 
03.05.2024 10:36:14

Пользователь: BASHKOM

31.05.2011 15:34  |  Цены на бензин в Чите за неделю выросли на 1,5-2 руб.

цитировать

Цены на бензин в Чите за неделю выросли на 1,5-2 руб.
30.05.2011 15:03. НиК.
Минимальные цены на автомобильное топливо в Чите за неделю выросли на 1,5-2 рубля - литр наиболее популярного Аи-92 в понедельник на АЗС "Роснефти" стоит 28,9 рубля, на остальных заправках его цена достигает 33 рублей, передает корреспондент РИА Новости.
Резкий рост цен на автомобильное топливо в Забайкальском крае начался в середине мая из-за прекращения регулярных поставок автомобильного топлива. По данным Росстата, опубликованным в пятницу, Чита на минувшей неделе лидировала по росту цен на бензин среди центров субъектов РФ - 6,6%. По данным ведомства, в Чите стоимость бензина марок Аи-80 и Аи-92 повысилась на 6,8% и 7% соответственно. В целом потребительские цены на бензин в России за неделю выросли на 0,7%, на дизельное топливо - также на 0,7%.
Литр Аи-92 на АЗС "Роснефти" в понедельник вечером стоит 28,9 рубля (неделю назад было 27 рублей), Аи-95 - 29,9 рубля (было 28,5 рубля), Аи-98 - 30,4 рубля (29,1 рубля), Аи-80 - 26 рублей (24,5 рубля), дизельное топливо - 27,3 рубля (26,8 рубля). При этом на единственной в городе заправке компании нет очереди, которая сохранялась с самого начала топливного кризиса в середине мая.
На большинстве остальных АЗС цена Аи-92 колеблется в пределах 30,6-33 рублей, Аи-95 - 32,9-35 рублей, Аи-98 - 32,3-34 рублей, дизтопливо - 27-29 рублей.
Очередей и ограничений на единовременный отпуск топлива на АЗС нет. На отдельных АЗС отпуск топлива разрешен только в бак автомобиля. На АЗС некоторых мелких сетей топлива нет.
До середины мая в Забайкальском крае не было ни дефицита горюче-смазочных материалов, ни существенного роста цен. Власти региона объясняли это существенными запасами топлива, которые нефтесбытовые компании вынуждены формировать в условиях отдаленности от НПЗ.
После начала топливного кризиса правительство края договорилось с основным поставщиком бензина - "Роснефтью", о поставках бензина с НПЗ Комсомольска-на-Амуре (обычно регион получает топливо с НПЗ Ангарска, Ачинска и Омска). Об этом сообщает РИА Новости.

http://www.oilcapital.ru/news/2011/05/301503_168191.shtml

Сообщений: 1186
Последнее посещение: 
03.05.2024 10:36:14

Пользователь: BASHKOM

04.06.2011 21:27  |  Бензиновый кризис в России

цитировать

Дмитрий Казьмин,Нателла Болтянская, Сергей Вакуленко
Ведомости
01.06.2011, 10:25

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Здравствуйте. Вы слушаете «Эхо Москвы», это совместный проект с газетой «Ведомости» «Большой Дозор». Я приветствую моего коллегу — обозревателя Дмитрия Казьмина, здравствуйте.
Д.КАЗЬМИН: Добрый вечер.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: И мы вместе приветствуем Сергея Вакуленко, директора компании IHS Cambridge Energy Research Associates. Здравствуйте.
С.ВАКУЛЕНКО: Здравствуйте.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Говорим мы о бензиновом кризисе в России. И мне хочется начать совершенно с идиотского вопроса: он есть?
С.ВАКУЛЕНКО: Судя по всему, есть. То есть, регулярно доносятся сведения о том, что то в одной области, то в другой вдруг исчез бензин на заправках, сотрудники Минэнерго буквально в ручном режиме занимаются (неразб.) составов, не составов, а отдельных вагонов топлива куда-нибудь в Туву, так что кризис есть, это так.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вот не так давно, я сейчас мучительно пытаюсь вспомнить регион, обратила внимание, было отмечено, что наконец в этом регионе на некоторых заправках города появился бензин.
С.ВАКУЛЕНКО: Это в Алтае, очевидно, где была сложная проблема.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, не вспомню сейчас. На ваш взгляд, это результат управленческой ошибки или управленческих неких недостатков, или это некий системный кризис, имеющий объективные причины?
С.ВАКУЛЕНКО: Это результат политики контроля цен, которая началась примерно с февраля этого года. Есть такой эффект, что экономические агенты ищут выгоду. Нефтяные компании, трейдеры, люди, занятые торговлей бензином и так далее, обычно не любят торговать себе в убыток. Соответственно, когда ценам было сказано «стоп, раз-два», или даже «кругом», как это произошло в феврале, а цены мирового рынка тем временем продолжали расти, доходность торговли бензином на российском рынке стала уменьшаться, и примерно к апрелю стала откровенно отрицательной, после чего люди правдами и неправдами стали искать способы бензин на российский рынок не поставлять.
Д.КАЗЬМИН: Понятно. Ну, вот в феврале, после того, как премьер собрал нефтяников в очередной раз, сказал — что такое, почему растут цены? Все даже немножко просело, и до апреля все-таки был какой-то лаг. И все объяснения дальнейшие нефтяников, что вот, (неразб.), пришлось немножко снизать цены, стало невыгодно. Вопрос: почему это растянулось на такой срок? А во-вторых, почему, все-таки по всей стране кризиса не было? он был на Алтае, были какие-то города…
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Точечно, прямо скажем.
Д.КАЗЬМИН: Да, где-то случалась эта проблема. Вот где случился кризис, какой ряд факторов совпал, что у людей не стало бензина, он стал стоить 50 рублей по 20 литров на руки?
С.ВАКУЛЕНКО: Давайте отойдем немножко назад и проследим всю цепочку событий. Сейчас можно сразу сказать, что в феврале ретроспективно, задним умом буду умными, говоря, правительство выбрало, возможно, один из самых неудачных моментов, чтобы начать контролировать цены на бензин. Собственно, что произошло? Начиная с первого января этого года, в России вошли в действие две давно планировавшиеся меры. Первое — это достаточно резкий подъем акцизов на бензин, если раньше это было 3700 рублей за тонну, и на розницу это транслируется примерно как 3 рубля на литр, акцизы стали сразу 6 тысяч рублей за тонну, 5900.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, вдвое практически.
С.ВАКУЛЕНКО: Да. Просто та цена, которую человек платит на заправке, она должна была вырасти на 3 рубля за литр только из-за роста акцизов, невзирая на нефтяников. Второй момент, который произошел, опять же, это давно планировалось, с 1 января в России вошел в действие новый стандарт на бензин, и бензин стал соответствовать требованиям Евро-3. Не все нефтяники успели перестроить свои заводы, почему и как, об этом можно будет поговорить попозже, соответственно, бензина, удовлетворяющего стандартам Евро-3, более жестким, чем Евро-2, который был раньше, стране тоже стало меньше. Определенная часть выпускаемого бензина перестала удовлетворять этому стандарту, и легально продавать его стало нельзя. У нас не всегда продают отвечающий стандартам продукт, но тем не менее.
Д.КАЗЬМИН: Но можно отправлять на экспорт?
С.ВАКУЛЕНКО: Можно отправлять на экспорт, это правда. На экспорт можно отправлять что угодно.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну так вернитесь.
С.ВАКУЛЕНКО: Это две таких вещи было. То есть, бензин объективно должен был подорожать, невзирая на то, что происходило на внешних рынках, и бензина стало меньше. А кроме этого, примерно в декабре прошлого года начался рост цен на нефть в мировом масштабе. Российский рынок, Россия, слава богу, не Албания и не Северная Корея, российский рынок живет в контакте с рынком всемирным. Соответственно, у российского нефтепроизводителя и производителя бензина, всегда есть выбор: продать бензин на экспорт или продать бензин внутри страны. Традиционно продажи внутри страны были сильно выгоднее продаж на экспорт. Российские нефтеторговцы привыкли к этой довольно значительной марже, на которую осуществлялось давление со стороны ФАС и так далее, но, тем не менее, когда мировая цена начала расти, цена экспортного паритета в России тоже начала расти. Цена экспортного паритета — это такая цена, при которой производителю неважно — продать по вот этой цене внутри России или экспортировать. Когда он экспортирует бензин, он несет дополнительные затраты — платит экспортную пошлину, за фрахт и так далее. Так вот, цена экспортного паритета начала расти. Вот эта маржа рынков, доходность внутренних рынков стала снижаться, бензина стало меньше, и кроме этого нужно стало брать больше денег с по

Сообщений: 1252
Последнее посещение: 
03.05.2024 10:36:14

Пользователь: TURAF

04.08.2011 00:54  |  Президентскую гонку оставили без топлива

цитировать

Президентскую гонку оставили без топлива
В Киргизию не идет российский бензин
Меры, принятые правительством РФ для борьбы с топливным кризисом, могут закончиться еще одной революцией в Киргизии. Повышение экспортных пошлин на бензин до 90% от пошлины на нефть привело к дефициту в республике топлива — на заправках отпускают в одни руки по 15 л А92 и не более 20 л А95. Наблюдатели связывают прекращение поставок из РФ с дипломатическим кризисом между Москвой и Бишкеком накануне президентских выборов, которые пройдут в Киргизии 30 октября.
Ограничение на отпуск бензина ввела вчера принадлежащая "Газпромнефти" сеть АЗС, контролирующая 90% розничного рынка Киргизии. В Бишкеке в одни руки отпускают не более 15 л А92 и не более 20 л А95, цены на бензин в последние дни выросли на 10-15%. Проблемы с получением топлива начались и у всех киргизских фирм, сотрудничавших с российскими НПЗ.
Фото: Николай Цыганов / Коммерсантъ
К примеру, Омский нефтеперерабатывающий завод полностью прекратил поставки высокооктанового бензина в Киргизию с 1 июля. В регионах перебои с топливом начались еще месяц назад. Как пояснил "Ъ" президент ассоциации нефтетрейдеров Киргизии Жумакадыр Акенеев, введение РФ повышенной экспортной пошлины на бензины коснулось прежде всего стран, которые не входят в Таможенный союз. "Наших запасов хватит на семь-десять дней",— подчеркнул господин Акенеев, выразив надежду, что проблему удастся решить на политическом уровне.
На днях частичное решение было найдено: премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев обратился к председателю правительства России Владимиру Путину с просьбой о помощи. Как сообщил "Ъ" советник премьера Фарид Ниязов, сторонам удалось договориться. "Все проблемы с ГСМ будут сняты в течение ближайших десяти дней",— заверили "Ъ" в правительстве Киргизии, сообщив, что первую партию в размере 2,2 тыс. тонн высокооктанового топлива Киргизия получит в течение недели.
Напомним, однако, что условия поставок нефтепродуктов в Киргизию всегда зависели и по-прежнему зависят от отношений Москвы и Бишкека. До 2010 года нефтепродукты поставлялись беспошлинно, льготные цены на них увязывались с выводом из Киргизии американской авиабазы "Манас". С началом волнений в Киргизии в первых числах апреля 2010 года РФ ввела стопроцентную экспортную пошлину, оставив Киргизию без топлива и ускорив падение режима Курманбека Бакиева. Уже к середине апреля, после прихода к власти в республике временной администрации, Россия вернула льготы, а также предоставила Киргизии финансовую помощь. Однако новое руководство республики также взяло курс на многовекторную политику и вместо обещанного вывода американской военной базы начало продавать американцам российские нефтепродукты, поставляемые по льготным ценам. В ответ РФ вернула пошлины, вновь усадив киргизские власти за стол переговоров. Их итогом стало решение о создании совместного предприятия, которое будет контролировать поставки на авиабазу "Манас" российского авиакеросина.
В настоящее время Киргизия готовится к президентским выборам, которые пройдут 30 октября. В этих условиях правящей коалиции республики, как никогда, нужна поддержка РФ, а также кредиты и льготные условия поставок топлива. Об этом договаривались в апреле текущего года участники совместной российско-киргизской рабочей группы во главе с премьером Киргизии Алмазбеком Атамбаевым, намеренным принять участие в президентских выборах. Сторонам удалось договориться по ряду экономических вопросов, в частности об условиях списания ряда долгов Киргизии и предоставления Россией новых кредитов.
Однако топливный кризис и введенная Россией заградительная пошлина на бензин, блокировавшая поставки ГСМ в Киргизию накануне сбора урожая, могут привести к изменению условий достигнутых договоренностей. "Кризис с поставками ГСМ напрямую связан с проблемами, которые возникли у президента Розы Отунбаевой и премьер-министра Алмазбека Атамбаева во взаимоотношениях с Кремлем. Значит, киргизско-российские отношения в преддверии президентских выборов вновь зашли в тупик",— заявил "Ъ" один из лидеров оппозиционной парламентской фракции Равшан Джеенбеков.
Кабай Карабеков, Бишкек; Александр Гудков
Газета "Коммерсантъ", №129 (4670), 16.07.2011
http://www.kommersant.ru/doc/1680790
Страницы: «12345678910»

Опции просмотра

Показывать за последний     сортировать Показать